Шахматный Всеобуч -1. Иллюзия количества

Алексей Ратушный
 Иллюзия количества

С этим парадоксом в личной жизни я встретился очень рано. Дело в том, что я не только ходил в шахматную школу при Свердловском Дворце пионеров, но еще и посещал стадион «Динамо», где под руководством одного из замечательных учеников Веры Павловны Петрашень бегал, точнее тренировался, готовясь к выступлениям в забегах на средние и длинные дистанции. В те славные годы кличка у меня была «марафонец» и я довольно успешно состязался с городскими троллейбусами, трамваями и автобусами, поскольку они стояли на остановках, а я продолжал движение со скоростью в среднем близкой к двадцати километрам в час. Однажды я выиграл такой «крутой» маршрут даже у двадцать четвёртого автобуса, что начинал от УПИ, а заканчивал в районе Мемориала репрессированным (какового тогда не существовало и в самых розовых снах правозащитников всех мастей и оттенков). Вот в период занятий лёгкой атлетикой у меня сложилось стойкое представление о том, что бегает весь мир. Или, по крайней мере, его лучшая половина! Когда тебя постоянно окружают десятки и сотни молодых потных бегающих тел, начинаешь привыкать к этому бегущему стаду и ощущаешь себя уже его неотъемлемой частью. Я читал журнал «Легкая атлетика» и книгу «Бег, бег, бег» и мне казалось, что нет на свете темы важнее и интереснее, чем тактика забега на три тысячи метров с препятствиями, а история ямы с водой в стипль-чезе – это самая интересная история в мире. А это восхитительное чувство локтя в эстафете! Это упоение в передаче эстафетной палочки!!! А это ощущение мощи собственного тела разрывающего Вселенную на «до» и «после»!

А потом был пансионат имени Эжени Коттон и Ночь Истины, прекратившая мой славный забег навсегда.

 И окунувшись в окружающий мир вне стадиона я обнаружил вдруг, что практически никто не бегает! Еще большее открытие я сделал, когда один близкий мне человек просветил меня о том, какие разговоры ведут между собой высшие хозяйственные и партийные руководители области на трибуне для почётных гостей во время традиционной эстафеты по городу от второго мая каждого года.

- А мои-то собаки сегодня совсем слабо бегут! Так что мои ставки биты!

Оказывается мы были для них беговыми собаками, гончими псами на бегах, где они развлечения ради играли между собой «на ставочку».

Месяц я приходил в себя после такого открытия.

Вот почему я давно и прочно усвоил: есть иллюзия большого количества для тех, кто находится «внутри» процесса и есть реальная мизерность количества для остальных девяносто девяти процентов населения. Одна стотысячная доля этого населения может играть между собой на ставочки по поводу того, кто именно победит в том или ином состязании. На этом интерес к самому действу в целом и заканчивается.

Для родителей и детей принявших участие в квалификационных состязаниях в минувшие выходные в шахматном клубе «Авангард» всё это выглядело, как небывалое скопление большого числа «юных шахматистов».

Для меня с моим жизненным и чисто педагогическим опытом это была совсем крошечная группа людей из которых большая часть участвовала в этом событии только в силу наличия определенных неясностей с судьбой собственного ребенка. Для многих это было откровение о необходимости продолжения или необходимости прекращения траты усилий на.

Когда я говорю о шахматном всеобуче, я говорю совсем не о том, о чем пишут комментирующие меня порой «профессионалы», которым самое время помолчать в тряпочку и вообще не соваться на это поле. Шахматным профессионалам шахматный реальный всеобуч – это серьезная профессиональная угроза и поэтому они начинают активизировать попытки дискредитировать идею «с нуля». На самом деле речь идёт не об одной-единственной угрозе, а о целом комплексе угроз, причем во многих случаях угроз неотразимых. Парировать эти угрозы нечем и некому, а хочется. И тогда они пускаются «во все тяжкие» с надеждой «авось пронесёт и на этот раз».

Спешу их успокоить.

Не пронесёт!

Боливар не вынесет двоих.

На этот раз мы просто озвучим и угрозы и идеи и контридеи таким образом, чтобы «профессионалы» закрылись в своих кибитках и носа высовывать оттудова не смели!

Итак:

По целям:

Шахматный всеобуч имеет своей целью на шахматном материале поставить ребенку инструмент для дисциплинирования собственного мышления. Задача – научить ребенка строить дерево вариантов решения сложной задачи, уметь отсекать слабые продолжения, уметь выделять главное и двигаться в русле нескольких основных путей.

Для большей наглядности шахматные термины во время шахматного всеобуча не приветствуются и не декларируются. Ребенок их просто ни разу не слышит!

Задача научить строго дисциплинированно мыслить, а не узнать набор слов типа «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «центр», «развитие», «вскрытый шах», взятие на проходе» и т.п.

Согласитесь – научить мыслить строго и освоить шахматный тезаурус – задачи принципиально не имеющие ничего общего.

По объёму:

Шахматный всеобуч предполагает 12 (двенадцать – прописью) уроков, в результате которых ребенок осваивает шахматную грамоту не встречая ни одного шахматного термина.

Во время этих двенадцати уроков ребенок не участвует ни в каких отборочных или квалификационных состязаниях, а просто играет со своими одноклассниками в живые микроигры, получая истинное удовольствие и богатейший набор позитивных эмоций от самого процесса игры.

Для введения шахматного всеобуча шахматные профессионалы не просто не нужны. Они категорически вредны, поскольку начинают навязывать малышам своё узкопрофессиональное зашоренное отрезанное от реального прекрасного мира реальных задач мышление. Для шахматного всеобуча достаточно нормально и очень быстро подготовить самих педагогов начального звена, которые, научившись сами, легко справляются с этой задачей со своими классами. Без напряжения. И при этом чем дальше они от обычных шахмат на старте, тем лучше.

Еще раз приведу сильную аналогию.

Когда стоит задача изобрести нечто новое, рекомендуют на старте отказаться от прежних названий процессов и предметов, поскольку это шорит мышление и затрудняет выход на комплекс новых идей.

По качеству:

Шахматный всеобуч имеет целью вооружить ребенка инструментарием познания, и не имеет целью вывести его на тот или иной уровень признания обществом. Шахматный всеобуч отрицает все псевдоценности спортивных шахмат – звания, разряды, кубки, места. Главный его принцип при обучении ребенка – «Не повреди!»